На что жалуются незрячие тестировщики веб-ресурсов? 6 трудностей для инклюзивных специалистов

Дата публикации: 2 февраля 2023 года

Доступность цифровых ресурсов подразумевает, что ими на равных с остальными пользуются люди с инвалидностью, в том числе слабовидящие и незрячие. Такие специалисты часто входят в команды тестировщиков, испытывающих на доступность веб-сайты и интернет-порталы.

В отличие от большинства пользователей незрячие специалисты по доступности не могут перестать пользоваться сайтом или приложением, когда они сталкиваются с трудностями. Их работа заключается в том, чтобы найти обходные пути и тщательно зафиксировать мельчайшие детали каждой возникшей проблемы, связанной с доступностью. Что можно сделать, когда они сталкиваются с подобными ситуациями? Имея немного терпения, можно решить проблему и выяснить причину ее возникновения. Но в некоторых случаях придется обратиться к зрячему коллеге за помощью.

Мы привели шесть наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются незрячие тестировщики, и предложили варианты их решения.

Некорректное управление фокусом ввода

Контроль за фокусом ввода гарантирует незрячим пользователям хороший пользовательский опыт. Когда они перемещаются по странице, они всегда знают, где находятся. Основной момент – ничто не должно влиять на фокус. Например, пользователь нажимает на ссылку или кнопку, и неожиданно появляется всплывающее окно. Если на странице не будет указано, что произошло подобное изменение, незрячий пользователь будет думать, что ничего не изменилось – он будет полагать, что находится на первоначальной странице, а на самом деле фокус переместился со страницы на всплывающее окно. Так как незрячий тестировщик не знает об этом, подобная ситуация может привести к путанице.

Когда такое случается, незрячим тестировщикам придется перепроверить весь контент, размещенный на странице. В процессе такой проверки они обращают внимание на то, появляется ли что-то новое на странице. Более простой вариант – обратиться за помощью к зрячему коллеге.

Интерактивные элементы не обозначены как интерактивные

Интерактивные элементы (такие как, например, ссылки или кнопки) крайне важны для выполнения определенных действий. Если элементы не обозначены интерактивными, это может запутать пользователей. Также они могут пропустить важные элементы управления для завершения действия.

Чтобы выявить такую проблему тестировщику необходимо проверить весь контент на странице и определить, что на ней является интерактивным. Это можно сделать через активацию каждого интерактивного элемента на странице или путем проверки предположений, какие конкретно ярлыки на странице могут привести к определенным действиям.

Элемент не обозначается как выбранный

Еще одной жизненно важной составляющей цифровой доступности является обозначение элемента выбранным в тот момент, когда он выбран. Например, ссылки обозначаются как текущая, а кнопки – как выбранная или нажатая.

Это особенно полезно, когда необходимо заполнить формы с множественным выбором, используя серию различных операций. Идеально – когда пользователь понимает, какую именно операцию он сейчас выполняет, на каком находится этапе. Также это может быть важно для разделения на страницы.

Если программа экранного доступа не обозначает статус элемента, необходимо несколько раз изучить контент на странице и фиксировать любые изменения – это поможет определить, происходит ли действие или страница обновляется.

Использование подменю с помощью курсора мыши

Это одна из самых больших трудностей для программ экранного доступа, обычно ее можно встретить в навигационных меню. Когда активируется пункт меню, который содержит подменю, программа экранного доступа создает ошибочное впечатление, будто ничего не произошло. Навигация с клавиатуры не может раскрыть список подменю, так как он предназначен для работы с курсором мыши.

К сожалению, у данного препятствия нет никаких обходных вариантов в ходе тестирования. Единственное, что можно сделать – это обратиться за помощью к зрячим коллегам и зафиксировать данную ситуацию как одну из главных трудностей.

Визуальные иконки без альтернативного текста

Общепринятые иконки – такие, как мусорная корзина или бак, — могут обозначать удаление элементов. Похожим образом, три линии или 3 точки используются для обозначения элемента управления «Больше»: когда ты нажимаешь на них – открывается больше опций или подменю. Есть иконка «Шестеренка», обозначающая Настройки.

Также, как и изображения, подобные иконки должны иметь альтернативный текст – тогда программа экранного доступа сможет сказать, за что отвечает данная иконка. Для зрячих людей поиск и понимание назначения таких иконок не представляет трудностей и не требует усилий, однако, для незрячих пользователей это может представлять трудности, в случае, когда у иконок отсутствует альтернативное текстовое описание.

Человек, использующий программу экранного доступа, сразу же перестанет просматривать страницу или передвигаться по ней, если он не может определить, где находятся элементы управления. Незрячим тестировщикам в ходе оценки цифровой доступности придется обращаться к зрячим коллегам за помощью в описанном выше случае.

Визуальные презентации без текстового описания

Как описывалось в предыдущем пункте, диаграммы и графики должны иметь текстовые описания. Они отличаются от альтернативного текста, используемого для описания картинок или иконок.

В случае, если инфографика, диаграммы или графики не имеют текстовых описаний, единственный выход – просить помощи у зрячих людей.

Другие сложные случаи

А как насчет таких ситуаций, как: цветовой контраст в картинках и тексте, удобочитаемость шрифта (размер, цвет, стиль и т.п.), визуальное наведение, увеличение страницы сайта и тому подобные задачи, которые не могут определить автоматизированные тесты? Могут незрячие тестировщики проверить эти ситуации?

«Мой короткий ответ – нет. Если вы не можете прочувствовать определенный критерий, вы не сможете его протестировать. Можно использовать автоматизированные тесты, но тогда это не будет являться пользовательским тестированием – это просто написание отчета на основе автоматических результатов. Поэтому Fable в основу своей работы ставит тестирование каждого продукта с привлечением тестировщиков, которые пользуются различными ассистивными технологиями, и сами являются инвалидами разных нозологий», – рассказывает Сэм Праулкс из Fable (организация, занимающаяся тестированием цифровой доступности, к тестам привлекают людей с разной инвалидностью).

Нет одного-единственного правильного решения на пути к достижению цифровой доступности и инклюзии. Пользователям необходимо разнообразие. Именно поэтому так важна роль незрячего специалиста по доступности – он может отметить и поймать некоторые из важнейших проблем, связанных с веб-доступностью.

Работа незрячим тестировщиком доступности требует терпения, но это еще и очень благодарная работа: она помогает обычным пользователям не столкнуться со сложностями и позволяет создать более качественный пользовательский опыт.

По материалам статьи Meryl Evans.

Перевод подготовлен Ольгой Кудрявцевой.


Категория:
Доступная среда
Вернуться назад