Культура без барьеров. Эксперты по доступной среде поделились практикой создания инклюзивного пространства

Дата публикации: 10 ноября 2022 года

Обеспечить доступность объектов культуры для людей с инвалидностью можно разными способами. Главное, создать не только доступное пространство, но и сделать так, чтобы все люди на равных могли пользоваться услугами конкретного учреждения, будь то музей или кинотеатр. Опытом внедрения инклюзии на объектах культуры поделились участники конференции «Культура без барьеров. Современные подходы, практики, решения».

Участниками мероприятия стали ведущие эксперты в сфере создания доступной среды, в том числе на объектах культуры. Так, модератором пленарного заседания выступил Бирюков Иван Владимирович, председатель Координационного совета по делам инвалидов Народного фронта, директор Ассоциации «АУРА-Тех».

В ходе вступительного слова он рассказал о большой работе по обеспечению доступности объектов культуры, которая проводилась в последний год. Был реализован целый ряд проектов, поддержанных Ассоциацией «АУРА-Тех» и Народным фронтом. Это музейные программы, включающие выставку экспонатов, доступных для тактильного изучения, множество обучающих мероприятий и курсов, оценка доступности объектов, а также проверка знаний на Всероссийской акции «Тотальный тест «Доступная среда в сфере культуры».

«Синергия чувств, которые возникают от создания инклюзивных практик, – это, наверное, самое ценное, что может дать наша с вами работа. По итогам конференции у нас появятся дополнительные знания, дополнительные каналы коммуникации, дополнительные возможности для развития. Но мы все должны стремиться, главным образом, к человечности и той любви, благодаря которой существует искусство и культура в целом. Именно они имеют ключевое значение, когда по-настоящему хочешь сделать культуру доступной», – отметил Иван Бирюков.

Одним из ключевых спикеров конференции стала Пахомова Елена Алексеевна, ректор ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств». В образовательном учреждении, которое возглавляет Пахомова, 30% студентов – это люди с инвалидностью.

«Мы опираемся на три ключевых программы по обеспечению доступности. Первая – формирование безбарьерной среды и развитие инклюзивных проектов в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры. Вторая – это принципы организации работы инклюзивных творческих коллективов, работающих с детьми, подростками и взрослыми с нарушением слуха. Третья – инклюзивное образование (по уровням образования) в области театрального, музыкального изобразительного искусства», – поделилась Елена Пахомова.

О поддержке властей данных программ рассказала Ермакова Светлана Даниловна, директор департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры Российской Федерации. Она отметила положительную тенденцию в сфере обеспечения доступной среды на объектах культуры, но посетовала на то, что не все работники культурных учреждений проходят обучение по основам инклюзии.

«За то время, пока я работаю в министерстве, я вижу, как многое меняется. И меняется для тех людей, которые участвуют в наших мероприятия, приходят в наши учреждения культуры для того, чтобы получить дополнительную поддержку. Я рада, что в наших центрах непрерывного образования реализуются обучающие программы по основам инклюзии, сейчас они очень ориентированы на практику. Хочется, чтобы такими навыками владели все, кто работает у нас в учреждениях культуры», – сказала Светлана Ермакова.

В последнее время культура действительно стала доступней для людей с инвалидностью, уверен Сипкин Владимир Васильевич, президент Всероссийского общества слепых (ВОС). Спикер не сомневается, что те подходы, практики и решения, которые были выработаны на конференции, лягут в основу новых современных решений для поддержки людей с инвалидностью.

«Инвалидность по зрению всегда считалась одной из тяжелейших, потому что 95% информации у незрячего человека отсутствует и весь мир на вытянутой руке. Действительно, в последние годы произошёл такой тектонический сдвиг во всех вопросах доступности культуры для инвалидов по зрению. Культура для нас стала доступней. Но остались и трудности. У нас возникают неприятные прецеденты, когда незрячего человека с собакой-проводником не пускают в учреждения культуры. Сотрудники Минкультуры просто не подготовлены к тому, что на их мероприятие может прийти человек с собакой. А незрячий человек не может просто взять и где-то оставить своего питомца, который фактически является его глазами», – рассказал Владимир Сипкин.

Избежать таких проблем поможет обучение основам инклюзии. Такие курсы проводит проект «Академия доступной среды», а также упомянутая выше Российская государственная специализированная академии искусств.

Понимать основы инклюзивных коммуникаций должны все работники культуры, ведь среди людей с инвалидностью очень много тех, кто хочет посещать культурные учреждения. Об этом заявил Бухаров Евгений Александрович, кандидат технических наук, заместитель председателя ВОИ, директор АНО ЦИПИ «Общество для всех».

«Этим летом мы провели небольшой опрос и оказалось, что 99% людей с инвалидностью, которые участвовали в нём (это члены ВОИ), признались, что они хотят посещать объекты культуры и рассказали о том, что их останавливает. Претензии к большинству учреждений – отсутствие доступных санузлов, отсутствие доступных входов и путей движения. Для зрелищных объектов – кинотеатров, театров – свойственно отсутствие доступных мест. Поэтому очень важно правильно оценить доступность своего объекта и возможности по его улучшению», – подчеркнул Евгений Бухаров.

Оценить объект инфраструктуры, в том числе и культурный, поможет приложение «Моя доступная страна».

Создание инклюзивного общества в целом может послужить не только для людей с инвалидностью, но и для всех остальных, считает Соколова Наталья Дмитриевна, исполнительный директор Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

«Всё, что делается для наших подопечных может использоваться и для широкого круга людей, в том числе даже без инвалидности. Важно понимать, что инклюзия – это не только пандусы и доступная среда, это не только тифлокомментарии и лишние строчки в бюджете – это определённая идеология принятия другого человека. Инклюзия в учреждениях культуры – это поворот от объекта, от его охраны и проектов инклюзивности к зрителю и посетителю. В правовом и научно-педагогическом поле в нашей стране под инклюзией принято понимать практики именно по обеспечению доступности. На мой взгляд, инклюзия не ограничивается только этим. Важно выстраивать открытый диалог с посетителем, чтобы он вас понимал, чтобы ему хотелось вернуться к вам вновь», – сказала Наталья Соколова.

В завершении пленарного заседания Бебишев Артем Андреевич, эксперт Академии доступной среды, координатор проектов Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех», поделился итогами Общероссийской акции «Тотальный тест «Доступная среда в сфере культуры». Тестирование было призвано проверить знания работников учреждений культуры по всей стране. В результате, в мероприятии приняли участие 50 355 человек из более 9000 городов и населенных пунктов.

Подробнее об акции читайте в итоговом обзоре портала «Реабилитационная индустрия России».

В рамках конференции прошли также две других тематических сессии. Первая была посвящена успешным практикам в сфере обеспечения доступной среды на объектах культуры. В ходе встречи опытом поделились представители таких проектов, как «Инклюзион», «Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая», «Трогательная история». Об особенностях работы своих учреждений рассказали специалисты Ассоциации «АУРА-Тех», Российского национального музея музыки, Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, ГК ВДНХ.

Другая сессия раскрыла вопросы оснащения объектов культуры оборудованием для создания безбарьерной среды. Модератором выступила Виктория Бурова, заместитель генерального директора АНО «Технологии возможностей». Опытом создания инклюзивного пространства поделились Денис Кулешов, директор АНО Лаборатория «Сенсор-Тех», и Алексей Черепнов, генеральный директор ООО «Вертикаль». Об организации доступности на своих предприятиях рассказали также Анна Солдатова, руководитель отдела проектирования ООО «Исток Аудио Трейдинг», и Егор Матвиенко, менеджер отдела «Доступная среда» ООО «Исток Аудио Трейдинг». Интересными решениями в области оборудования доступного пространства поделился Павел Звонарёв, представитель ООО «Говорящий город».

В завершении конференции для всех желающих прошли мастер-классы на тему жизни в инклюзивном обществе. Так, Наталья Белеява, руководитель Академии доступной среды, руководитель проектов Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех», провела урок по морально-этическим аспектам взаимодействия с посетителем с инвалидностью на объекте культуры и основам ситуационной помощи.

Артём Бебишев рассказал о практических инструментах создания доступной среды в учреждении культуры.

Ксения Кабишева, продюсер, исполнительный директор кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие», ответила на вопрос: «Может ли инклюзивное искусство быть интересно широкому кругу зрителей?».

А Сергей Жидких, руководитель направления Автономной некоммерческой организации «Центр развития социальных инноваций «Технологии возможностей», раскрыл особенности фандрайзинга и научил всех желающих готовить заявки на грант.


Категория:
Доступная среда
Вернуться назад