Информация об итогах проведения опроса о механизмах получения инвалидами технических средств реабилитации

Дата публикации: 9 апреля 2024 года

В мае 2022 года Национальной ассоциацией участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех» совместно с Народным фронтом был проведен опрос среди людей с инвалидностью по теме обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) и удовлетворенности действующей процедурой компенсации за самостоятельное приобретение средств реабилитации.

Всего в опросе приняло участие 5437 респондентов, среди них: люди с инвалидностью – 35 %, родители/опекуны детей-инвалидов – 42 %, люди, осуществляющие уход за взрослым человеком с инвалидностью – 11 %, а также общественные активисты, эксперты и представители других социальных групп – 12 %. Распределение респондентов, принявших участие в опросе, по возрасту: младше 18 лет – 7 %, от 18 до 29 лет – 10 %, от 30 до 44 лет – 47 %, от 45 до 59 лет – 26 %, старше 60 лет – 11 %. Демографическая структура участников опроса: 23 % – мужчины, 77 % – женщины.

С учетом представленности среди респондентов взрослых людей с инвалидностью, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и взрослыми людьми с инвалидностью, а также социально-демографического распределения, можно сделать вывод о репрезентативности исследования в данном аспекте.

Важно отметить, что исследование проводилось в формате интернет-опроса, а, значит, его участниками могли стать только люди с инвалидностью, которые обладают физическими возможностями использовать компьютер, имеют в своем распоряжении компьютер или смартфон, а также имеют доступ в интернет.

В ходе опроса 82% людей с инвалидностью и их близких сообщили, что нуждаются в технических средствах реабилитации (ТСР). При этом, по данным Фонда социального страхования, количество людей с инвалидностью, которые получали технические средства реабилитации в 2021 году, составило порядка 1 млн людей из более 10,4 млн людей с инвалидностью –  9,6 %. Результаты опроса свидетельствуют о том, что на текущий момент люди с инвалидностью обеспечены техническими средствами реабилитации лишь частично, а потребности в средствах реабилитации остаются неудовлетворенными для большинства людей с инвалидностью в России.

Так, согласно данным опроса, 61 % людей с инвалидностью и их близких совсем не получают необходимые технические средства реабилитации от государства или получают только часть необходимых ТСР. При этом 42 % нуждающихся отметили, что получают необходимые средства реабилитации не в полном объеме. Только 39 % людей с инвалидностью указали, что обеспечены необходимыми ТСР. Также среди опрошенных 8 % сообщают, что получили отказ уполномоченных органов в предоставлении средств реабилитации после подачи соответствующего заявления. Самыми распространенными причинами, по которым люди с инвалидностью не были обеспечены необходимыми ТСР, являются: отсутствие государственных контрактов с производителями или поставщиками средств реабилитации; отсутствие необходимых средств реабилитации в наличии на складе; «очередь» на получение средств реабилитации; отсутствие денежных средств в региональном отделении ФСС на проведение закупок; низкое качество средств реабилитации, предоставляемых ФСС. Другой причиной отказа в предоставлении технических средств реабилитации, указываемой в ходе опроса, является несоответствие данных ТСР техническим или функциональным характеристикам, указаным в ИПРА человека с инвалидностью или характеристиками здоровья, которые невозможно указать среди параметров ИПРА инвалида в связи с их ограниченным и закрытым перечнем показаний и противопоказаний, предусмотренным Приказом Минтруда России № 106н от 5 марта 2021 г. «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», в связи с чем некоторые особенности здоровья не могут быть отражены в технических заданиях ФСС при проведении государственных закупок ТСР.

Большое количество опрошенных людей с инвалидностью высказали нарекания в отношении времени ожидания ТСР с момента подачи заявления. Так, среди опрошенных 41 % людей с инвалидностью и их опекунов ожидали получения необходимых средств реабилитации более 5 месяцев. При этом 17 % людей с инвалидностью пришлось ожидать необходимые ТСР более года. 45 % опрошенных сообщили, что ожидали необходимых средств реабилитации от 1 до 4 месяцев, и только 13 % нуждающихся получили необходимые ТСР менее чем через 1 месяц ожидания. С учетом причин, по которым люди с инвалидностью не обеспечиваются необходимыми ТСР, и о которых они сообщили в ходе опроса, можно сделать вывод о том, что проблемы с заключением государственных контрактов на закупку средств реабилитации и проблемы с выбором поставщиков также влияют на увеличение сроков ожидания средств реабилитации. При этом процесс обеспечения ТСР по индивидуальной закупке занимает много времени и может продолжаться более года, о чем свидетельствуют результаты опроса.

В ходе опроса 77 % людей с инвалидностью сообщили, что уже используют механизм компенсации расходов за самостоятельно приобретенные ТСР, либо хотят им воспользоваться. Так, большинство людей с инвалидностью – более 56 % – сообщили, что ранее уже получали компенсацию расходов за самостоятельное приобретение ТСР. 28 % опрошенных отметили, что регулярно покупают средства реабилитации именно за свой счет, а затем подают документы на компенсацию. Еще 21% опрошенных хотели бы воспользоваться механизмом компенсации. При этом никогда не обращались за компенсацией всего 11% опрошенных людей с инвалидностью. Не знали о возможности получения компенсации 12,4% опрошенных. Таким образом, возможность самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующей компенсацией является наиболее желаемым и удобным инструментом получения ТСР среди людей с инвалидностью, хотя имеет целый ряд проблем, связанных с необходимость осуществлять существенные расходы собственных средств.

Так, на вопрос о размере компенсации 83 % опрошенных указали, что не смогли получить компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР совсем или получили ее лишь частично. Среди опрошенных 39 % людей с инвалидностью в ходе компенсации получили менее половины от суммы потраченных средств, а 18 % не получили даже четверти от стоимости приобретенного ТСР. Только 17 % опрошенных сообщили, что при покупке средств реабилитации смогли получить компенсацию в полном объеме.

В качестве положительной стороны механизма компенсации расходов за самостоятельное приобретение ТСР более 75% опрошенных указали на возможность выбрать наиболее подходящую модель, услугу, производителя средств реабилитации. Возможность приобретения ТСР без длительного ожидания отметили 47 % опрошенных. Работу конкретного специалиста (предприятия) по производству и подбору ТСР в качестве положительного момента отметили 21 % опрошенных людей с инвалидностью. Не отметили никаких плюсов только 6 % людей с инвалидностью. Результаты ответов респондентов на данный вопрос четко свидетельствуют о значимости качества и функциональных особенностях технических средств реабилитации, присущих конкретным торговым маркам и производителям, и которые не могут быть обеспечены при проведении государственных закупок со стороны ФСС, поскольку Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. регламентирует приобретение ТСР по самой наименьшей цене, а не по качеству и характеристикам продукции. Подобная массовая закупка не отображает реальных потребностей людей с инвалидностью со сложными и множественными нарушениями. Также результаты ответов свидетельствуют о чрезмерных сроках ожидания торгов на закупку ТСР или невозможности дождаться необходимых средств реабилитации от уполномоченных органов, в связи с чем люди с инвалидностью и их близкие вынуждены покупать средства реабилитации за счет собственных денежных средств.  Данный вопрос подразумевал возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Большинство людей с инвалидностью, которые самостоятельно приобретают ТСР с последующей компенсацией – 68 % опрошенных – отметили, что главной отрицательной стороной компенсации является ее малая сумма, которая не покрывает реальную стоимость приобретенного ими изделия. Среди опрошенных 38 % отметили высокую стоимость средств реабилитации, которую приходится собирать для самостоятельного приобретения. Сложности с выбором средств реабилитации и отсутствие опыта в этом вопросе отметили лишь 7 % людей с инвалидностью. Не видят минусов в процедуре компенсации лишь 10 % опрошенных. Данный вопрос подразумевал возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Отвечая на вопрос о способах получения технических средств реабилитации в случае, если уполномоченные государственные органы не могут обеспечить человека с инвалидностью ТСР, 67 % опрошенных указали, что покупают средства реабилитации самостоятельно, либо им помогают близкие/родственники. Более 14 % людей с инвалидностью ответили, что вынуждены обращаться за помощью к благотворительным фондам или меценатам для получения средств реабилитации. Среди других наиболее частых ответов на данный вопрос люди с инвалидностью указали, что: вынуждены совсем отказаться от использования необходимых средств реабилитации; занимают деньги или берут кредиты в банке для покупки средств реабилитации; берут необходимые средства реабилитации в аренду или напрокат; покупают подержанные средства реабилитации с рук или через интернет-магазины.

В ходе проведения опроса также оценивалась информированность людей с инвалидностью о механизме Электронного сертификата на получение технических средств реабилитации. На момент проведения исследования только 2 % опрошенных имели опыт использования Электронного сертификата. Более 48% людей с инвалидностью узнали о существовании такой формы поддержки только в ходе опроса. Половина опрошенных людей с инвалидностью – 50 % – ранее не получали Электронный сертификат, но слышали о данном механизме.

Среди участников опроса, которые уже успели воспользовался Электронным сертификатом для приобретения средств реабилитации, 48 % людей с инвалидностью отмечают, что номинал Электронного сертификата в их регионе меньше фактической рыночной стоимости необходимых средств реабилитации. Из числа опрошенных 10 % людей с инвалидностью отметили сложности с оформлением сертификата через портал Госуслуг. Среди других проблем, связанных с использованием Электронного сертификата, люди с инвалидностью отметили: технические проблемы при оплате с использованием Электронного сертификата; отсутствие на едином портале Госуслуг информации о готовности Электронного сертификата и размере его номинальной стоимости; сроки получения уведомления о выпуске Электронного сертификата при отправке бумажного заказного письма от ФСС; отсутствие в регионе проживания торговых точек, в которых можно использовать Электронный сертификат для покупки необходимых ТСР; ограниченный ассортимент точек продаж, подключенных к системе Электронного сертификата. Значительное различие номинала Электронного сертификата и рыночной стоимости ТСР, по которым данные сертификаты выдаются, связано с определением его предельной величины на основании госконтрактов по данному виду ТСР и во многих случаях многократно меньше необходимой суммы для получения ТСР. При этом в ходе опроса люди с инвалидностью часто указывают на сложности в определении номинальной величины Электронного сертификата.

ВЫВОДЫ

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что на текущий момент 82% взрослых и детей с инвалидностью нуждаются в технических средствах реабилитации, при этом обеспечены техническими средствами реабилитации в полном объеме лишь 39 % взрослых и детей-инвалидов. Результаты опроса также свидетельствуют о чрезмерных сроках ожидания государственных контрактов на закупку ТСР или невозможности дождаться необходимых средств реабилитации от уполномоченных органов. Другой значимой причиной, по которой люди с инвалидностью не получают необходимые ТСР, является несоответствие выдаваемых ТСР характеристиками здоровья, которые невозможно указать среди параметров ИПРА инвалида в связи с ограниченным и закрытым перечнем показаний и противопоказаний, предусмотренным Приказом Минтруда России № 106н от 5 марта 2021 г. «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», в связи с чем некоторые особенности здоровья не могут быть отражены в технических заданиях ФСС при проведении государственных закупок ТСР. Среди опрошенных 41 % людей с инвалидностью и их опекунов ожидали получения необходимых средств реабилитации более 5 месяцев. В ряде случаев столь продолжительные сроки обеспечения ТСР связаны с большой «очередностью» на их получение, отсутствием поставщиков, выходящих на закупки по государственным контрактам, либо с отсутствием финансовых средств в региональном отделении ФСС. Также важно отметить, что 17 % людей с инвалидностью ожидали необходимые ТСР более года, что может быть связано с обеспечением ТСР по индивидуальной закупке, при этом часть людей с инвалидностью получают отказ уполномоченных органов в предоставлении средств реабилитации после подачи соответствующего заявления – об этом сообщили 8 % опрошенных, что может быть связано с обеспечением ТСР по индивидуальным закупкам. При этом процесс обеспечения ТСР по индивидуальной закупке в некоторых случаях может продолжаться более года, а в некоторых привести к отказу в обеспечении ТСР. Важным аспектом при использовании средств реабилитации являются качество и функциональные особенности технических средств реабилитации, присущие конкретным торговым маркам и производителям, которые не могут быть обеспечены при проведении государственных закупок со стороны ФСС, поскольку Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. регламентирует приобретение ТСР по самой наименьшей цене, а не по качеству и характеристикам продукции. Подобная массовая закупка не отображает реальных потребностей людей с инвалидностью со сложными и множественными нарушениями. При этом неправильно подобранное ТСР приводит к риску ухудшения состояния здоровья человека с инвалидностью и прогрессированию вторичных нарушений. 77 % людей с инвалидностью сообщили, что уже используют механизм компенсации расходов за самостоятельное приобретение ТСР, либо хотят им воспользоваться. При этом компенсация является наиболее желаемым и удобным инструментом получения ТСР среди людей с инвалидностью, хотя имеет целый ряд проблем, связанных с необходимость осуществлять существенные расходы собственных средств. Так, 83 % опрошенных указали, что не смогли получить компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР совсем или получили ее лишь частично. Главной отрицательной стороной компенсации является ее малая сумма, которая не покрывает реальную стоимость приобретенного изделия. Определение размера компенсации на основании госконтрактов приводит к многократному снижению размера компенсации за самостоятельное приобретение ТСР относительно их рыночной стоимости. Это заставляет людей с инвалидностью брать кредиты и займы для приобретения ТСР, но при этом размер компенсации не покрывает реальных затрат на их приобретение, так 18 % людей с инвалидностью не получили даже четверти потраченных средств. При этом во многих случаях людям с инвалидностью сложно определить сумму компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР или она не совпадает с ожидаемой. Среди людей с инвалидностью, которые не были обеспечены ТСР за счет уполномоченных органов 67 % указали, что были вынуждены покупать средства реабилитации самостоятельно, либо прибегать к помощи родственников.  Более 48% людей с инвалидностью узнали о существовании Электронного сертификата на получение ТСР только в ходе опроса, что может свидетельствовать о крайне низком уровне осведомленности о данном механизме социальной поддержки. При этом 48 % людей с инвалидностью, которые уже воспользовались данным механизмом, отмечают, что номинал Электронного сертификата в их регионе меньше фактической рыночной стоимости необходимых средств реабилитации. Значительное различие номинала Электронного сертификата и рыночной стоимости ТСР, по которым данные сертификаты выдаются, связано с определением его предельной величины на основании госконтрактов по данному виду ТСР и во многих случаях многократно меньше необходимой суммы для получения ТСР. При этом в ходе опроса люди с инвалидностью часто указывают на сложности в определении номинальной величины Электронного сертификата.


Категория:
Доступная среда
Вернуться назад