В СССР, как и в России, всем детям давали образование, независимо от особенностей здоровья. 1 сентября для каждого ребёнка от 7 лет и старше начинался учебный год, и дети с инвалидностью не были исключением. Их верными помощниками становились специализированные средства реабилитации, приспособленные специально для учебного процесса. Проект «Витрина истории» представляет ряд экспонатов, которые помогали в прошлом детям с инвалидностью освоить школьные науки и получить образование.
Набор циркулей для обучения незрячих детей
Данный набор произведён в СССР в 1970-е гг. Такие циркули для обучения незрячих детей изготавливались заводом № 5 им. Дзержинского. Предприятие возникло на базе мастерских детской трудовой колонии в 1942 г. Находясь под управлением Главучтехпрома Министерства Просвещения РСФСР завод выпускал учебно-наглядные пособия для школ, оборудование для школьных мастерских и школьные электростанции для школ сельской местности, где отсутствовало электричество. Продукция поступала во все школы СССР и шла на экспорт.
Набор циркулей для обучения незрячих детей необходим был для математики и геометрии. Он предназначался для измерения отрезков, углов и построения геометрических фигур.
Циркуль представлял собой линейку (шкалу) с делениями, закрепленную на ножке. По линейке двигался ползунок с колесом, при помощи которого получался рельефный оттиск линий на бумаге. Пользуясь таким набором, можно было получить оттиски сплошной, пунктирной и штрихпунктирной линий.
С помощью этих приборов дети осваивали приёмы рисования окружностей, измерения отрезков, углов и построения геометрических фигур, развивая таким образом пространственное мышление.
Циркули были рассчитаны на программный материал для 6-10 классов. Примечательно, что с конца 1950-х гг. школьная программа слабовидящих детей полностью соответствовала программе массовой средней общеобразовательной школы. Дополнительно еще выделялись часы для коррекции физического развития.
Прибор фирмы «УНИТОН»
Данное устройство применялось в России в 1990-е гг. Прибор помогал развитию у глухих детей навыка чёткой и связной речи, даже без возможности слышать собственный голос. Примечательно, что он был произведен в России, что для постсоветского времени было нехарактерно. Многие предприятия, выпускавшие электронику, закрылись после развала СССР, не выдержав конкуренции с более эффективными и дешёвыми западными аналогами. Предприятие, в котором создавалось данное устройство, работает до сих пор, производя развивающую технику для слабослышащих детей.
Глобус для слепых с надписями шрифтом Брайля
А это глобус прямиком из Франции 1930 – 1940 гг. Рельефная поверхность позволяет составить приблизительное понимание рельефа планеты, что крайне актуально для людей с потерей зрения. Кроме того, тактильный глобус вызывает интерес у детей. На обычных физических глобусах высота маркируется при помощи темных оттенков: чем темнее та или иная область на карте, тем выше она расположена над уровнем моря. Рельефная модель отображает структуру земной поверхности более подробно. Он имеет стандартную форму шара или геоида и выпуклую в некоторых участках поверхность. Выпуклые места обозначают возвышенности, они вполне осязаемы, что существенно улучшает процесс восприятия информации. Помимо рельефной местности, на глобусе также нанесены слова на тактильно-точечном шрифте Брайля. Вероятно, глобус сопровождался предметным указателем, так как все названия состоят из небольшого количества символов. Крупные города на материках обозначены единичными выпуклыми точками, а крупные реки изображены рельефными линиями.
Познакомиться с другими экспонатами «Витрины истории» можно на официальном сайте проекта.
Проект «Виртуальная выставка Витрина истории инклюзии» реализуется при поддержке Комитета общественной связи и молодежной политики города Москвы.