Доступное пространство для глухих: мировая практика и отечественный опыт

Дата публикации: 21 марта 2023 года

Отечественные руководства для разработчиков стандартов по доступной среде часто опираются только на функциональные ограничения, которые стали следствием инвалидности. Соответственно, все рекомендации завязаны на преодоление этих ограничений с помощью технологий и архитектурных решений. Вместе с тем, на Западе существует опыт замещения утраченных возможностей другими. Особенно актуально это для сенсорных функций.

Например, восприятие глухих и слабослышащих людей осуществляется посредством зрения и осязания, а проектные решения по доступной среде опираются именно них. Самый классической пример такой практики можно увидеть в Галлодетском университете, полтораста лет успешно обучающим студентов с инвалидностью по слуху.

Именно в нём зародилось движение DeafSpace (Глухое пространство). В его философию входит пять базовых принципов. Первый – пространство и расстояние. Это всё, что связано с комфортным нахождением в окружающей среде в процессе разговора на жестовом языке. В жестовым языке важны не только выражения лица, но и движения тела, а значит, для них необходимо предусматривать больше свободы, чем требуется собеседникам, участвующим в обычном устном разговоре.

Второй принцип – сенсорный доступ. Он опирается на то, как глухие используют свои органы чувств для считывания окружающей среды. Сюда относится хорошая просматриваемость внутри помещений – коридоры, перспективы, прозрачность, хорошо вписанные проемы, отражающие поверхности с отсутствием бликов.

Третий принцип – мобильность и доступность. Это обеспечение удобной коммуникации на ходу, в процессе. Большинство лестниц и тротуаров не дают возможности свободно двигаться и видеть лицо собеседника, а ведь это ключевые элементы жестового языка. Поэтому важны расширенные лестницы, скаты и плавные подъемы, пандусы и мягкие повороты, во избежание столкновений с углами или другими людьми. Сюда также можно отнести маркировки на стенах, аркады, аллеи в парках – словом, все, что служит в пользу интуитивной навигации.

Четвёртый принцип – свет и цвет. Определенные цвета, особенно матовые тона голубого и зеленого, мягко контрастируют с большинством оттенков кожи, что выделяет жестикулирующих людей в восприятии их собеседников. Галлодет провел немало исследований в новых и отремонтированных интерьерах, чтобы сделать точный выбор цветовой гаммы. Освещение должно быть мягким и рассеянным, следует избегать тусклости, резкой фоновой подсветки, яркого света, перепадов иллюминации.

Пятый принцип – акустика. Основной целью при соблюдении этого принципа являются акустически тихие пространства. Слуховые аппараты и кохлеарные импланты усиливают звук, и поэтому для их носителей жужжание кондиционеров или громкое эхо могут быть весьма раздражающими и отвлекающими звуками.

Эти принципы DeafSpace – не просто слова. Архитектура инфраструктуры и интерьера Галлодетского университета целиком соответствует им.

Открытые холлы позволяют студентам видеть друг друга и общаться на жестах – на разных уровнях. Поскольку визуальная коммуникация важнее всего, стеклянные стены наполняют вестибюль естественным светом, комфортным для глаз. На скамьях, изогнутых полукругом, студенты свободно видят друг друга и общаются, даже сидя большой группой. Изогнутые пешеходные дорожки лишены острых углов – увлеченные жестовым разговором собеседники могут не опасаться врезаться во что-то.

В жилых и учебных помещениях университета голубой цвет стен контрастирует с природными тонами и делает видимость жестов яснее. Мебель легко переставляется и реорганизуется для удобства общения любого количества студентов. Тумбы у стены высотой в три четверти среднего роста позволяют ставить сумки, освобождая руки. Здания оборудованы наклонным спуском вместо лестницы, который позволяет не отвлекаться от беседы. Ко всему этому добавились, конечно, и автоматические внутренние двери.

В конечном счёте концепция DeafSpace совершенно применима и к «обычной» архитектуре, так как слышащим тоже оказываются удобны и близки понятия визуальной транспарентности и интуитивной навигации. Это нечто большее, чем простое отсутствие барьеров.

Так считают в США. Но применима ли подобная практика доступной среды в России?

Архитектор доступного пространства Сергей Буров считает, что применима.

«Польза, прочность, красота» – три главных принципа архитектуры, который сформулировал ещё Витрувий 2000 лет назад. Доступная среда и универсальный дизайн входят в понятие «пользы», так как приспосабливают объект инфраструктуры к реальной жизни. Мне кажется, что на этапе проектирования за доступную среду должен отвечать непосредственно архитектор. Если он будет понимать потребности людей с инвалидностью, то сможет построить доступный для них объект», – делится Сергей Буров.

Обычные объекты инфраструктуры проектируют самые обычные архитекторы. Если познакомить последних с концепцией DeafSpace или любыми другими принципами универсального дизайна, то несомненно для них найдётся место в будущих творениях зодчества. И тогда уже на этапе проектирования будут применяться адаптивные решения для навигации, учебы, общения и передвижения людей с инвалидностью.

Фото: пресс-служба Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы


Категория:
Доступная среда
Вернуться назад